Компьютерные информационные технологии Корпоративные информационные системы Выбор системы автоматизации документооборота Корпоративные сети Администрирование компьютерных сетей.

Основная идея технологии "клиент-сервер" заключается в том, чтобы серверы расположить на более мощных машинах, а приложения клиентов -на менее мощных машинах.

Работа клиентов с базой данных основана не на физическом дроблении данных, а на логическом, т.е. сервер отправляет клиентам не полную копию базы, а только логически необходимые порции, тем самым сокращая трафик сети (поток сообщений в сети). В технологии клиент-сервер программы клиента и его запросы хранятся отдельно от СУБД. Сервер обрабатывает запросы клиентов, выбирает необходимые данные из БД, посылает их клиентам по сети, производит обновление информации, обеспечивает целостность и сохранность данных.

Различают режимы удаленного узла и дистанционного управления. В режиме удаленного узла основные процедуры приложения исполняются на клиенте (local node), а с сервером (remote node) связь используется для пересылки файлов. Дистанционное управление применяют при выполнении вычислительного процесса на сервере. При этом клиент используется только для интерфейса с пользователем и передачи команд управления, а основные процедуры приложения исполняются на удаленном узле (сервере).

Системы распределенных вычислений основаны на режиме дистанционного управления. Поэтому в сетях распределенных вычислений должны быть выделены серверы приложений.

При организации распределенных вычислений решаются вопросы размещения функций по узлам сети. Различают четыре модели распределенных вычислений:

файловый сервер (FS - File Server);

доступ к удаленным данным (RDA - Remote Data Access);

сервер баз данных (DBS - Data Base Server);

сервер приложений (ApS - Application Server).

В модели FS информация хранится на файловом сервере, а обработка производится на клиенте. Недостатком модели FS является перегрузка сети из-за необходимости пересылать файлы с сервера на клиента для вычисления и с клиента на сервер после вычисления полностью.

В модели RDA, как и в модели FS, информация хранится на сервере, а обработка производится на клиенте. Но файлы пересылаются по сети не полностью, а только необходимая для вычислений информация, отобранная в результате выполнения запроса на языке SQL.

Дальнейший переход к системе распределенных вычислений приводит к перемещению прикладного программного обеспечения (ПО) или его части на специальный сервер или на сервер БД, т.е. реализуются двух- и трехзвенные схемы.

DBS - двухзвенная структура дистанционного управления, основана на разделении прикладных процедур на две части: индивидуальные для каждого пользователя и общие для многих задач. В этой структуре под приложением понимают совокупность именно общих процедур. Эти процедуры обычно написаны на SQL и сохраняются в специальном словаре БД. В альтернативных вариантах (например, в RDA) все прикладные процедуры включаются в прикладные программы, и, следовательно, при необходимости их изменения приходится модифицировать практически все прикладное ПО.

ApS - модель, известная также под названием "трехзвенная схема", или "монитор транзакций". В ней имеют место связи как между терминалом пользователя и приложением, так и между приложением и СУБД.

1.5. Структура корпоративной информационной системы. Требования к КИС.

Современные банки, предприятия и организации представляют собой совокупность подразделений, филиалов, отделов и офисов, обменивающихся между собой информацией и выполняющих отдельные части общей работы.

Любая организация - это совокупность взаимодействующих элементов (подразделений), каждый из которых может иметь свою структуру. Элементы связаны между собой функционально, т.е. они выполняют отдельные виды работ в рамках единого бизнес-процесса, а также информационно, обмениваясь документами, факсами, письменными и устными распоряжениями и т.д. Кроме того, эти элементы взаимодействуют с внешними системами, причем их взаимодействие может быть как информационным, так и функциональным. Такая ситуация справедлива практически для всех организаций, каким бы видом деятельности они не занимались (органы государственного управления, банки, промышленные предприятия, коммерческие фирмы и т.д.).

Такой общий взгляд на организацию позволяет сформулировать некоторые общие принципы построения корпоративных информационных систем, т.е. информационных систем в масштабе всей организации:

1. информационная модель - представляющая собой отражение реальной информационной базы предприятия и описывающая все существующие информационные потоки, совокупность правил и алгоритмов функционирования информационной системы;

2. техническое обеспечение (суперкомпьютеры, имеющие перспективные архитектуры и технологии организации вычислительного процесса);

3. средства коммуникации (сетевые компьютерные технологии, технологии Internet/Intranet, технологии клиент - сервер);

4. системное и сетевое программное обеспечение, обеспечивающее работу коммуникационных средств;

5. прикладное программное обеспечение, необходимое для выполнения прикладных задач в каждом подразделении банка;

6. средства обеспечения безопасности (разграничение доступа к ресурсам, обеспечение надежности функционирования корпоративной системы в целом).

В контексте разработки вычислительной системы и проектирования ее аппаратных средств термин "архитектура" используется для описания принципов действия, конфигурации и взаимного соединения основных логических элементов. Разграничим понятия "архитектура" и "структура" вычислительной системы. В обыденном понимании они представляются тождественными, что не является корректным. Традиционно под структурой любой системы понимают состав ее элементов и характер связей между ними. Таким образом, применительно к вычислительным системам, термин "структура" является более узким. Это означает, что структуру вычислительной системы правомерно рассматривать как составную часть ее архитектуры.
Средства управления безопасностью сетей