Корпоративные информационные системы Основная идея технологии "клиент-сервер" Информационное обеспечение корпоративных информационных систем. Корпоративные базы данных Искусственный интеллект (ИИ)

Понятие системы поддержки принятия решений (СППР).

Со временем количество информации, которую необходимо обработать для принятия нужного решения, стремительно увеличивается. Рост объемов неструктурированных данных и оперативность в принятии решений выдвигают новые требования к руководителям, к бизнес-аналитикам. В связи с этим, наблюдается стремительный рост интереса компаний к программным продуктам, позволяющим работать с большими объемами информации, накопленными в учетных системах и хранилищах данных, и извлекать из них полезные сведения.

Однако организация часто не может полностью использовать возможности, предоставляемые такими инструментами. Чаще всего это связано с непониманием всех выгод и преимуществ, предоставляемых системами такого класса, с отсутствием времени на обучение персонала и на проработку всего процесса. При этом упускается из виду, что цена ошибочных решений в современных условиях чрезвычайно высока. И в условиях, когда «машина должна работать, а человек думать» (принцип IBM), человеку приходится и работать и думать.

В настоящее время нет общепринятого определения Систем поддержки принятия решений или СППР, поскольку конструкция СППР существенно зависит от вида задач, для решения которых она разрабатывается, от доступных данных, информации и знаний, а также от пользователей системы.

Системы поддержки принятия решений (СППР, Decision support systems, DSS), которые все чаще использует современный бизнес, это скоординированный набор данных, систем, инструментов и технологий, программного и аппаратного обеспечения, с помощью которого предприятие собирает и обрабатывает информацию о бизнесе и окружающей среде с целью обоснования управленческих действий.

СППР — в большинстве случаев — это автоматизированная система, которая помогает пользователю (лицу, принимающему решения; ЛПР) использовать данные и модели для идентификации и решения задач и принятия решений.

В СППР выделяют три основные части:

Система данных для сбора и хранения информации, получаемой из внутренних и внешних источников. Обычно это Хранилище данных.

Система диалога, позволяющая пользователю задавать, какие данные следует выбирать и как их обрабатывать.

Система моделей - идеи, алгоритмы и процедуры, которые позволяют обрабатывать данные и проводить их анализ. Пользователь имеет опыт, знает ситуацию и руководствуется определенными соображениями при выборке данных. В обработке данных используются различные процедуры, от простого суммирования до статистического анализа и нелинейной оптимизации.

СППР обладает следующими четырьмя основными характеристиками:

СППР использует и данные, и модели;

СППР предназначены для помощи менеджерам в принятии решений для слабоструктурированных и неструктурированных задач;

СППР, в отличие от экспертных систем, поддерживают, а не заменяют человека при выработке решений;

Цель СППР — улучшение эффективности решений.

Традиционно в качестве областей применения СППР выделяют: микроэкономику, макроэкономику, офисную деятельность, оценку и распространение технологий, юриспруденцию, медицину и другие приложения.

Вот лишь небольшой список сфер применения Систем Поддержки Принятия Решений:

Анализ каналов снабжения и распределения (логистика);

Анализ производства;

Анализ продаж;

Маркетинговый анализ;

Анализ клиентской базы;

Анализ качества сервисного обслуживания;

Финансовый анализ;

Инвестиционный анализ;

Анализ исследовательской и проектной деятельности;

Анализ персонала;

Анализ стратегии организации;

Многомерный анализ;

Прогнозирование;

Поиск закономерностей;

Управление рисками;

Сегментация клиентов/товаров/услуг;

Построение профилей потребителей;

Оценка эффективности рекламы.

Прогнозирование и планирование деятельности предприятий (от мелких фирм до крупнейших корпораций) является наиболее перспективной сферой практического применения СППР. Для решения проблем в этой сфере в состав СППР включают большой набор методов и моделей, в том числе математическое программирование, статистический анализ, теорию статистических решений и принятия решений при неопределенности, эвристические методы, включающие адаптивность и обучение при решении слабоструктурированных задач, методы теории игр и многие другие подходы.

СППР представляют собой системы, максимально приспособленные к решению задач повседневной управленческой деятельности.

Ориентация на компьютерные информационные технологии позволяет основные функции СППР реализовать аппаратно-программными средствами. При этом реализация автоматизированных СППР возможна как в локальном, так и в сетевом варианте (SQL- технологии, Web- технологии).

В качестве первого классификационного признака определим характер пространственного расположения элементов этих систем. Тогда вычислительные системы можно разделить на сосредоточенные (ЭВМ и ВК) и распределенные (ТК и ВС). Если же в качестве классификационного признака принять способность к одновременному решению нескольких задач пользователей, то классификация изменится. В этом случае выделяют обычные (ЭВМ и ТК) и параллельные (ВК и ВС) системы.
Развитие телекоммуникационных и сетевых технологий.