Корпоративные информационные системы Основная идея технологии "клиент-сервер" Информационное обеспечение корпоративных информационных систем. Корпоративные базы данных Искусственный интеллект (ИИ)

Угрозы безопасности. Факторы угроз.

Под угрозой информационной безопасности понимается возможность осуществления действия, направленного против объекта защиты, проявляющаяся в опасности искажений и потерь информации.

Необходимо учитывать, что источники угроз безопасности могут находиться как внутри информационной системы - внутренние источники, - так и вне ее - внешние источники. Такое деление вполне оправдано потому, что для одной и той же угрозы (например, кражи) методы противодействия для внешних и внутренних источников будут разными. Знание возможных угроз, а также уязвимых мест информационной системы необходимо для того, чтобы выбирать наиболее эффективные средства обеспечения безопасности.

По статистическим данным в 2006 году средний ущерб каждой компании, в которой была зафиксирована утечка конфиденциальных данных составил 355 тыс долларов. Банковские системы по всему миру ежегодно теряют около 130 млрд. долларов.

Самыми частыми и опасными (с точки зрения размера ущерба) являются непреднамеренные ошибки пользователей, операторов, системных администраторов и других лиц, обслуживающих информационные системы. Иногда такие ошибки приводят к прямому ущербу (неправильно введенные данные, ошибка в программе, вызвавшая остановку или разрушение системы). Иногда они создают слабые места, которыми могут воспользоваться злоумышленники (таковы обычно ошибки администрирования).

Согласно данным Национального института стандартов и технологий США (NIST), 55% случаев нарушения безопасности информационной системы - следствие непреднамеренных ошибок (рис. 1). Работа в сети Интернет делает этот фактор достаточно актуальным, причем источником ущерба могут быть действия как отдельных пользователей и организации, так и общие действия сети Интернет, что особенно опасно.

 


Рис.1 Источники нарушения безопасности

На втором месте по размерам ущерба располагаются кражи и подлоги, в большинстве расследованных случаев виновниками оказывались штатные сотрудники организаций, отлично знакомые с режимом работы и защитными мерами. Наличие мощного информационного канала связи с глобальными сетями при отсутствии должного контроля за его работой может дополнительно способствовать такой деятельности.

Обиженные сотрудники, даже бывшие, знакомы с порядками в организации и способны вредить весьма эффективно. Необходимо следить за тем, чтобы при увольнении сотрудника его права доступа к информационным ресурсам аннулировались.

Преднамеренные попытки получения несанкционированного доступа через внешние коммуникации занимают в настоящее время около 10% всех возможных нарушений. Хотя эта величина кажется не столь значительной, опыт работы в Интернет показывает, что почти каждый Интернет-сервер по нескольку раз в день подвергается попыткам проникновения.

Угрозы информационной безопасности можно разделить на два класса:

конструктивный, когда основной целью несанкционированного доступа является получение копии конфиденциальной информации, т.е. можно говорить о разведывательном характере воздействия

деструктивный,, когда несанкционированный доступ приводит к потере (изменению) данных или прекращению сервиса.

В общем случае источники угроз определить нелегко. Они могут варьироваться от неавторизованных вторжений злоумышленников до компьютерных вирусов, при этом весьма существенной угрозой безопасности являются человеческие ошибки. Нужно заниматься проблемами физической безопасности и принимать меры по снижению негативного воздействия на безопасность ошибок человека, но в то же время необходимо уделить самое серьезное внимание решению задач сетевой безопасности по предотвращению атак на информационную систему как извне, так и изнутри.

В качестве первого классификационного признака определим характер пространственного расположения элементов этих систем. Тогда вычислительные системы можно разделить на сосредоточенные (ЭВМ и ВК) и распределенные (ТК и ВС). Если же в качестве классификационного признака принять способность к одновременному решению нескольких задач пользователей, то классификация изменится. В этом случае выделяют обычные (ЭВМ и ТК) и параллельные (ВК и ВС) системы.
Развитие телекоммуникационных и сетевых технологий.