Механика
Сопромат
Физика
Информатика
Задачи
ТОЭ
Ядерная физика
История искусства
Тех мех
Математика
Типовой
Технологии
Задачи
Лабораторные
Начертательная
Карта

Угрозы безопасности. Факторы угроз.

Под угрозой информационной безопасности понимается возможность осуществления действия, направленного против объекта защиты, проявляющаяся в опасности искажений и потерь информации.

Необходимо учитывать, что источники угроз безопасности могут находиться как внутри информационной системы - внутренние источники, - так и вне ее - внешние источники. Такое деление вполне оправдано потому, что для одной и той же угрозы (например, кражи) методы противодействия для внешних и внутренних источников будут разными. Знание возможных угроз, а также уязвимых мест информационной системы необходимо для того, чтобы выбирать наиболее эффективные средства обеспечения безопасности.

По статистическим данным в 2006 году средний ущерб каждой компании, в которой была зафиксирована утечка конфиденциальных данных составил 355 тыс долларов. Банковские системы по всему миру ежегодно теряют около 130 млрд. долларов.

Самыми частыми и опасными (с точки зрения размера ущерба) являются непреднамеренные ошибки пользователей, операторов, системных администраторов и других лиц, обслуживающих информационные системы. Иногда такие ошибки приводят к прямому ущербу (неправильно введенные данные, ошибка в программе, вызвавшая остановку или разрушение системы). Иногда они создают слабые места, которыми могут воспользоваться злоумышленники (таковы обычно ошибки администрирования).

Согласно данным Национального института стандартов и технологий США (NIST), 55% случаев нарушения безопасности информационной системы - следствие непреднамеренных ошибок (рис. 1). Работа в сети Интернет делает этот фактор достаточно актуальным, причем источником ущерба могут быть действия как отдельных пользователей и организации, так и общие действия сети Интернет, что особенно опасно.

 


Рис.1 Источники нарушения безопасности

На втором месте по размерам ущерба располагаются кражи и подлоги, в большинстве расследованных случаев виновниками оказывались штатные сотрудники организаций, отлично знакомые с режимом работы и защитными мерами. Наличие мощного информационного канала связи с глобальными сетями при отсутствии должного контроля за его работой может дополнительно способствовать такой деятельности.

Обиженные сотрудники, даже бывшие, знакомы с порядками в организации и способны вредить весьма эффективно. Необходимо следить за тем, чтобы при увольнении сотрудника его права доступа к информационным ресурсам аннулировались.

Преднамеренные попытки получения несанкционированного доступа через внешние коммуникации занимают в настоящее время около 10% всех возможных нарушений. Хотя эта величина кажется не столь значительной, опыт работы в Интернет показывает, что почти каждый Интернет-сервер по нескольку раз в день подвергается попыткам проникновения.

Угрозы информационной безопасности можно разделить на два класса:

конструктивный, когда основной целью несанкционированного доступа является получение копии конфиденциальной информации, т.е. можно говорить о разведывательном характере воздействия

деструктивный,, когда несанкционированный доступ приводит к потере (изменению) данных или прекращению сервиса.

В общем случае источники угроз определить нелегко. Они могут варьироваться от неавторизованных вторжений злоумышленников до компьютерных вирусов, при этом весьма существенной угрозой безопасности являются человеческие ошибки. Нужно заниматься проблемами физической безопасности и принимать меры по снижению негативного воздействия на безопасность ошибок человека, но в то же время необходимо уделить самое серьезное внимание решению задач сетевой безопасности по предотвращению атак на информационную систему как извне, так и изнутри.

В качестве первого классификационного признака определим характер пространственного расположения элементов этих систем. Тогда вычислительные системы можно разделить на сосредоточенные (ЭВМ и ВК) и распределенные (ТК и ВС). Если же в качестве классификационного признака принять способность к одновременному решению нескольких задач пользователей, то классификация изменится. В этом случае выделяют обычные (ЭВМ и ТК) и параллельные (ВК и ВС) системы.
Развитие телекоммуникационных и сетевых технологий.